Мария Петрусь, семейный психолог, психотерапевт, коуч
Maria Petrus Psychoterapy and Consulting Center
Центр психотерапии и консалтинга Марии Петрусь
 
ГЛАВНАЯ. НОВОСТИ ДЕТСКИЙ ПСИХОЛОГ СЕМЕЙНЫЙ ПСИХОЛОГ ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ ЛАЙФ-КОУЧИНГ
  

НАШИ УСЛУГИ

Для Вас
Для детей
Online услуги
REUNION
Помощь семьям
с детьми с ОВЗ
О Центре
Статьи






Rambler's Top100

Дети и родители

РАННЕЕ РАЗВИТИЕ: ПОБЕГ ОТ РЕБЕНКА


Существует два противоположных отношения к раннему развитию. Одни считают его обязательной программой для малыша, другие – попыткой отобрать у крохи детство. Истина лежит в совершенно иной плоскости, где за методиками и занятиями виден живой ребенок с его желаниями и потребностям.

Идеи, вошедшие в довольно обширное понятие раннего развития, очень разные и в тоже время довольно похожие. Активное формирование связей между нервными клетками головного мозга, память перинатальной жизни, готовность воспринять, что является нормой, а что нет, действительно делает время раннего детства уникальным. Это то самое время, когда родители могут заложить большой задел для дальнейшего развития своего малыша – как интеллектуального, так и физического. И в этом смысле раннее развитие, как пишет Доман, действительно является революцией в отношении к образованию малыша.

В тоже время период новорожденности и раннего детства – это один из самых главных периодов в формировании психики ребенка, его самоценности, его навыков в общении с окружающими. Самые значимые для младенца люди – мама и папа – дают ему нечто гораздо большее, чем знание нот или экзотических животных. Малыш живет в их любви, живет ею. Она, если хотите, его естественная среда обитания. В ней он познает себя. И главная особенность этой любви – ее безусловность, из которой рождается уважение.

Ребенок рождается личностью. Более того, личностью он становится с самого момента зачатия и к рождению имеет свой собственный, уникальный опыт внутреутробной жизни. Поэтому когда я слышу заявление родителей «Я хочу, чтобы ребенок вырос личностью» или еще лучше «Я сделаю из него личность», меня коробит. Такие фразы часто говорят о том, что родители приложат много «усилий», чтобы ребенок потом искал свою личность долго и трудно.

К сожалению, увлекаясь ранним развитием, мы часто забываем о любви и уважении. Если физическое и интеллектуальное развитие охватываются нами самыми разнообразными способами и в самых инновационных формах, то психологические потребности ребенка остаются как бы за кадром. Отсюда возникает много перекосов в отношении родителей к малышу и процессу его развития, о которых и пойдет речь.

И где теперь эти дети? – часто слышу я вопрос о тех малышах, с которыми занимались РР. Где? Да там же, где и мы с вами: живут, создают семьи, работают… Смысл занятий с малышом не в том, чтобы он стал кем-то великим, и о нем узнал весь мир. И даже не в том, чтобы ему потом легко училось в школе. Они нужны для того, чтобы помочь ребенку познать себя и окружающее пространство, осознать себя в нем. Чего мы хотим своим детям? Чтобы они были великими или чтобы они были счастливыми, найдя в этом мире свое место и свое занятие? Наверное, все же второе. Поэтому наша задача как родителей – предложить им все возможности, которые мы можем им дать. Ему хочется заниматься музыкой? На здоровье! Обеспечиваем его интересы по максимуму, исходя из возможностей семьи. Если ребенку это будет интересно. Он и сам станет известен, но не это цель. А лепить из малыша гениального музыканта…. Часто это желание – что бы мой сын (моя дочь) были самыми лучшими! И никак иначе! – рождается из проблем самой матери, ее комплексов, чрезмерного нарциссизма, демонстративности… Оно появляется из восприятия ребенка как собственного приложения, и если это приложение соответствует маминым ожиданиям и подчеркивает ее во всей красе, тогда и ребенок хороший. Ценность имеют достижения ребенка: он прополз метр в два месяца, различает животных, плавает под водой. А если не прополз, не различает и не плавает, как мама ни старается? Если он просто улыбнулся, хихикнул и потянул к маме ручки?

Здесь (и не только) хорошо вправляет мозги гештальт-«молитва» Перлза (представим, это наши дети обращаются к нам):
Я делаю свое дело, а ты делаешь свое дело.
Я живу в этом мире не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям.
И ты живешь в этом мире не для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям.
Ты — это ты.
А я — это я.
И если нам случилось встретить друг друга — это прекрасно…


Мама или дрессировщик? Мы с вами уже обозначили важность психологического развития малыша, его психологические потребности. Удивительно, как охваченные вихрем идей взращивания маленьких гениев, мамы забывают порой о физиологических потребностях. Например, мама подметила, что кроха трех месяцев отроду не хочет ползать по треку. Но это же так полезно! Как быть? Класть его на трек голодным, чтобы он полз к материнской груди и на финише получал такой желанный приз. Пусть он кряхтит, хнычет, жалуется… Но в итоге ползет же! Мама - продвинутый эксперт раннего развития, малыш – герой и молодец. Это если посмотреть с точки зрения маминых амбиций и адептов радикального РР. А что сказал бы сам кроха? Он хотел материнской груди, тепла, молочка, а мама ему показала фигу: пока не проползешь – не получишь! А не проползешь, так и не дам. Что записывается в матрицу малыша? Правильно! Я сам по себе маме не интересен, она ценит меня за мои достижения. Не будет достижений – не будет ее любви и пищи. И эта запись остается в подсознании на всю жизнь, и с ней потом так нелегко живется. По своему опыту знаю, что такие крохи ползают и без пыток, если ладонью сделать упор под пяточки и положить перед крохой страшно интересную игрушку.

После трех уже поздно! Эти слова пульсируют в голове мамаши четырехлетнего карапуза большими буквами, глаза округлены, а в сердце неумолимо поднимается волна вины. Все, я не успела дать ему все ЭТО! Мама ругает себя и с сожалением смотрит на малыша: мы опоздали! Конечно, обидно, что где-то дети в два года читают, а мой Боря бегает с пистолетом и как оголтелый кричит «пиф-паф»! А Боря просто живет себе, радуется жизни, каждый день познает что-то новое и задает маме тысячу вопросов в минуту. И уж явно не заслуживает, чтобы мама смотрела на него, как на умственно отсталого, лишь потому, что он есть у нее целых четыре года. На самом деле, это такое счастье! А заниматься не поздно никогда, чтобы ни говорил Масару Ибука. Думается мне, что вопрос обучаемости – это во многом вопрос мотивации. Если она есть – не поздно ни в четыре, ни в восемьдесят четыре. Помимо особенностей развития мозга у младенца есть сильнейшая мотивация познания мира. Ему интересно все! И это тоже играет важнейшую роль. Просто живите и получайте удовольствие от общения с малышом и совместных открытий! Будьте не рядом с ним, а вместе с ним и не давайте противной, токсичной вине лезть в ваши отношения.

Папа не занимается с ребенком. Они просто играют! Ох уж эти папы! Ни ведра мусорного не вынесут, ни с ребенком не позанимаются. Мама тут в поте лица объясняет малышу, как сложить квадрат, а папа приходит с работы и показывает сыну козу! «Бееее!» - кричит папа, а карапуз смеется и играет с ним в догонялки. А потом на мамины толкования букваря кроха выдает это самое «Беее!» и ничего другого. На самом деле, Папа Играющий – это настоящий клад для малыша, особенно если мама устроила ему школу и хочет, чтобы каждое занятие было полезным. Нет ничего полезнее, чем насобирать урожай радости, смеха, веселья, играя с папой в козу! Это в сто раз полезней любого раннего развития. Это и есть Детство. Что делать маме? Скорее присоединятся!

Купим то, закажем это… Сегодня можно приобрести любое упоминаемое в методиках РР, пособие или игрушку: пожалуйста, все к нашим услугам! Ребенку нужны и кубики, и сортеры, и игры Никитиных и еще много чего. Так много, что голова идет кругом: как все это купить? А надо бы успеть – «после трех уже поздно»! Поэтому хочется накупить всего и поставить галочку в графе «Ребенок» - родительский долг выполнен. Дорогие мамы и папы! Давайте не будем забывать, что ранее развитие – это не только идеи и методики. Это еще и индустрия. Кто будет экономить на развитии малыша? Никто. А зря. Например, можно заниматься по Зайцеву, не покупая дорогие для многих кубики: просто распечатайте склады, и будет вам счастье. Многие игрушки можно смастерить самим. «Сложи квадрат» отлично изготавливается в домашних условиях из картона или фанеры (если у папы есть руки и желание). Презентации можно скачать или смастерить в PowerPoint, развивающий коврик пошить и так далее. Только не забывайте: время, потраченное на изготовление пособия, - это не время, проведенное с ребенком. Поэтому делать это нужно не за счет прогулки или общения с малышом, а за счет своих собственных «личных часов».

Они знают лучше…Вы можете не быть ни психологом, ни педагогом, ни экспертом по раннему развитию. Но вы – Мама. Вы человек, которому понятен малыш больше, чем кому либо (даже если кажется, что совершенно не понятен). Поэтому не стоит слепо доверять специалистам – смотрите на реакцию ребенка и слушайте свое материнское чутье. Например, есть вещи, которые я никогда не предложу своим малышам. И не потому, что я «непродвинутая» или до чего-то не доросла, а потому, что я мама и я так решила. Если ваш кроха барахтается в руках тренера и не хочет делать проныривания, так тому и быть. И если специалист что-то декларирует, не обращая внимания на реакцию малыша – гоните такого специалиста в шею. Помните, что знатоки РР – тоже люди со своими слабостями. Кто-то меняется, строя бизнес на философии развития, кто-то компенсирует какие-то свои проблемы, а кто-то искренне любит детей. Мать – очень уязвимое существо, если манипулировать ее материнскими чувствами. Не позволяйте никому этого делать, всегда оставайтесь Мамой Думающей и Чувствующей. Кроха доверяет именно вам, и вместе, с Божьей помощью, вы всегда найдете правильное решение.

Вот, пожалуй, основные моменты, которые кажутся такими «неправильными», зато очень жизненными. Мне очень нравиться подсмотренный где-то афоризм:

«Многие женщины почему-то думают, что родить ребенка и стать матерью - одно и то же. С тем же успехом можно было бы сказать, что одно и то же - иметь рояль и быть пианистом» (С. Харрис).

Все мы делаем ошибки, и это так естественно! Как-то я пришла в центр творческого развития со своим сыночком Лукой (три года). Пришла с настроением «Щаз вы увидите, как я круто с Лукой занимаюсь, какой он у меня образованный и несравненный!!!». А Лука стал посреди комнаты и залепетал «фе-фе-фе», пуская слюни. Сын изо всех сил подражал маленькой сестричке и «смирял» меня по полной программе. Тогда я в очередной раз подумала: что я хочу? Покрасоваться? Или увидеть Луку?

Я хочу, чтобы ребенок изначально воспринимался родителями как личность. Чтобы именно на этом понимании основывалось общение с малышом, включая его обучение. И чтобы многие прекрасные идеи раннего развития ложились на эту основу, а не на наши родительские амбиции, страхи, вину и боязнь ответственности. Чего искренне желаю всем нам и нашим детям.

Мария Петрусь, семейный психолог, Днепропетровск

Получить консультацию детского психолога
Получить консультацию online

Разрешена перепечатка материалов с обязательной активной ссылкой на первоисточник и указанием автора. 
ДЛЯ ВАС ДЛЯ СЕМЬИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ONLINE ЖУРНАЛ О ЦЕНТРЕ
Copyright Maria Petrus 2009