Мария Петрусь, семейный психолог, психотерапевт, коуч
Maria Petrus Psychoterapy and Consulting Center
Центр психотерапии и консалтинга Марии Петрусь
 
ГЛАВНАЯ. НОВОСТИ ДЕТСКИЙ ПСИХОЛОГ СЕМЕЙНЫЙ ПСИХОЛОГ ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ ЛАЙФ-КОУЧИНГ
  

НАШИ УСЛУГИ

Для Вас
Для детей
Online услуги
REUNION
Помощь семьям
с детьми с ОВЗ
О Центре
Статьи






Rambler's Top100

Дети и родители

РОЗОВЫЕ РОЗЫ: размышления о воспитании Женщины



С какого возраста говорить с девочкой о поле – ее и противоположном? Как это делать, в какой форме? Часто эти вопросы, волнующие родителей, решаются просто. В школу приходит очередная тетенька с набором резиновых изделий и отрабатывает грант, полученный ее общественной организацией. Ребенок возвращается домой и транслирует родителям увиденное. И мама изрекает растерянное «Понимаешь, дочка…».

Проблема в том, что со многими из нас, замужних и имеющих детей, мамы тоже не особо говорили на многие интересующие нас вопросы. Вернее, говорили тогда, когда мы набирались смелости и, преодолевая смущение, эти вопросы задавали. А у кого-то было по-другому: старшие сестры и подруги делились опытом, часто мифическим… И, что интересно, эти разговоры больше касались вопроса «как?», чем «зачем?».

Женственность - что это такое и где ее взять?

Впрочем, сегодня я хочу поговорить о женщинах (в том числе, и будущих) в несколько другом ключе. Что такое женственность? Что значит – быть женственной? Это телесная красота и ярко выраженные женские формы? А может быть, это какой-то сумасшедший стиль жизни или отточенные приемы в общении? Это нечто врожденное, неуловимое и завораживающее, что приковывает взгляд так, что его невозможно оторвать? Ну а сколько мы знаем женщины, которые, не имея особых внешних данных, будут оставаться Женщинами даже на грядке, в старых джинсах и грязи по колено? Думаю, что женственность – это когда женщина осознает, что она – Женщина, и органично живет с этой мыслью.

Вот я тоже, конечно, знаю, что я женщина. Но между знанием и осознанием лежит целое море, в котором много всего. Ведь есть женщины, которые и знать не хотят о своем поле, стесняются его,… И речь идет о дамах вполне состоявшихся, с точки зрения общества, имеющих любимых мужей и прекрасных деток. Проблема осознания своей женственности часто поднимается во время бесед с психологом. Здесь и стыд за свой пол (а то и вина), и печаль от несоответствия неким представлениям о Женщине (своим и чужим), и женственность, которая просыпается поздно. Часто такие открытия о себе вызывают чувство грусти и… нежности. Как работать с этим – это отдельный вопрос для психотерапевта. Давайте вернемся к родителям: им (то есть нам) важнее, как воспитать дочку так, чтобы ей была присущая та женственность, которая идет рука об руку с чувством собственного достоинства.

Я – тётя!

Половое воспитание девочки не сводится к разговорам об отношениях полов, сексе и его «последствиях». Это гораздо более широкое понятие, которого, увы, так редко касаются и родители, и психологи. Приведу такие слова: «Стать женщиной – это не просто испытать близость с мужчиной. Стать женщиной – это значит принять на себя ответственность за детей, которых тебе предстоит родить, за крепость своей семьи, за тепло очага и даже, в большей мере, за своего спутника жизни, каким бы сильным и самостоятельным он ни был. Все то же полностью касается и мужчины». И с этой точки зрения многие из нас становятся женщинами гораздо позже потери девственности, а иногда и рождения ребенка. Интересно, что этот взгляд на то, когда девушка становится женщиной, выразил не психолог или терапевт, работающий с сексуальностью, а обычный священник в ответ на письмо молодой девушки, столкнувшейся с влечением к мужчине.

Удивительно, что мы привыкли думать о поле лишь в телесном плане. Но отсюда понятно, почему у многих женщин естественный путь телесного и психологического взросления идет не гармонично, а, скорее, напоминает гонку двух поездов: то один стремительно вырывается вперед, то другой. А ведь эта гармония тоже является залогом той самой Женственности, о которой мы говорили.

Осознание своего пола начинается задолго до того, как малышка выдаст милое «Мама – тетя и я – тетя!». Важно поддерживать его мягко и тактично, чтобы не возникло перекосов ни в сторону подавления женственности, ни в сторону ее гипертрофированности. А для того, чтобы это воспитание шло гармонично, нужно иметь определенные ориентиры в том, какова природа женщины. Заметьте: не «что от женщины ожидают» или «какая она должна быть», а какова ее природа. Потому что, несмотря на былую моду на феминистские веяния, женское существо в самой глубине своей природы претерпело немного изменений и, осмелюсь сказать, что даже вовсе осталось неизменно. У каждого родителя есть понимание того, что мальчика и девочку нужно воспитывать немного по-разному. Я уже касалась подавления права мальчика испытывать и выражать чувства. Думаю, немало неожиданного (хотя порой и «слишком» традиционного) будет и в том, какие черты характерны для женщины.

Чувство собственного достоинства. О нем можно говорить бесконечно. Чем оно, все-таки, является? Это понимание своей ценности как уникального и неповторимого создания Божьего. Мало того, создания, призванного к постоянному развитию и совершенствованию. Создания, если хотите, лично и эксклюзивно любимого Богом и являющегося предметов Его мыслей и забот. А еще это понимание того, что не только я, но и окружающие меня люди имеют такую же значимость. Собственно, именно из самоценности рождается адекватное отношение к окружающим тебя людям, потому что нет нужды компенсировать заниженную самооценку за счет других. Конечно, чувство собственного достоинства важно и для мальчика, мужчины. Но для женщины оно является ключевым в дальнейших отношениях полов. Из него «растет « очень, если не слишком, многое. Это тот фундамент, который позволяет крепко стоять на ногах девушке, жене, матери и не страшится ураганов, которые порой случаются в нашей жизни. Без него невозможны следующие пункты в их здоровом проявлении.

Потому особенно важно подчеркнуто уважительное отношение к девочке с самого ее рождения. К сожалению, часто об этом забывается, и девочка сталкивается с отношением, совсем не способствующим ее становлению как Женщины. Например, слова отца девочке - подростку «Да какая ты женщина!» могут на долгие годы вырастить в ней целый букет комплексов, которые проявятся во всем: в общении с мужчинами и женщинами, с мужем и детьми, аукнутся в интимной жизни и даже могут стать причиной неадекватного поведения.

Ровно также важно уважительное отношение к тем изменениям, которые происходят с девочкой-подростком в период полового созревания. Меняющиеся формы тела, начало менструаций – это те естественные процессы, которые готовят девочку к будущему материнству. Приходится подчеркивать, что это почетные изменения, которыми нужно гордиться, как раз потому, что чаще эти изменения связаны у женщин с переживанием чувства стыда, с терпением насмешек (часто – от мальчиков, от родных людей), что, конечно, тоже накладывает свой след на восприятие себя как женщины. Закладывается матрица, что это стыдно – быть женщиной.

А иногда окружение подсказывает девочке, что быть женщиной – еще и неудобно. Когда, например, хочется побегать, попрыгать, покричать – как играющие в индейцев мальчишки! А мама одергивает: «Ну ты же девочка!» и сетует на испачканные рюши платья. Досада на свою принадлежность к женскому полу может вылиться в мешающую по жизни конкуренцию с мужчинами или нарочито «неженское» поведение. «Неженское» - потому, что оно никогда не станет мужским, ведь женщина - она все-таки женщина.

Целомудрие. Это понятие, опять-таки, чаще рассматривается с точки зрения тела, но не в отношении души. Хотя само слово подсказывает нам: речь же идет о целостности мудрования, суждения, взгляда на себя, жизнь, окружающих. Это, можно сказать, целостность мыслей, душевных сил, направленных, как пучок света, в одну сторону – того самого совершенствования и уподобления Богу.

Впрочем, что и говорить, для нас целомудрие чаще всего не путь к Добру, а бегание от зла, соблюдение духовной безопасности. Как философское понятие, это «соблюдение сознательного самозапрета на познание, переживание и совершение всего, что может ослабить или разрушить способность противостоять и сопротивляться злу». Как точно подмечено!

А вот другое, созвучное с первым, определение: «Внутренняя чистота, цельность мировоззрения, мыслей и поступков, которая не обусловливается внешними факторами» - то есть, не зависит от ситуации, влияния других людей или норм общества. Профессор Московской Духовной Академии и Семинарии А. Осипов добавляет: «Целомудрие означает не только ту сторону жизни человека, которая относится к телу. Оно относится к целостному составу человека. (…) Святые отцы говорят об этой целостности как о том правильном устроении души и соответствующем состоянии тела, которые заповеданы Христом. В отношении души, прежде всего, целомудрие означает не что иное, как чистоту. Чистоту мыслей, желаний, если хотите, чистоту души...»

Это еще и та природная стыдливость, которая заложена в каждом ребенке, и которую родители, не задумываясь, часто сами же сводят на нет. Когда требуют у малыша, чтобы он «не стеснялся тети Лены или дяди Пети», когда потакают дочери, подражающей поведением взрослой женщине, когда девочка своей одеждой больше напоминает видавшую виды модель, чем ребенка…. Притом, что детская одежда тоже бывает (да и должна быть!) стильной - кто привьет ребенку вкус, как не мама? Но при этом оставаться детской!

Потребность нравиться, кокетство заложены природой практически в каждой девочке, и это совершенно естественно. Неестественно кривляние. Забавно, когда двухлетняя малышка надевает мамины туфли и говорит «Я мама!». Грустно, когда девочка лет пяти красит ногти и манерничает. И наоборот, мило, когда желание подражать маме выражается в колясочке с малышом или «готовке» у детской кухоньке. И дело не в том, чтобы с детства ограничить ее восприятие правилом трех К – «Kinder, Ktiche, Kirche». Я бы добавила сюда еще одно, уже русское «К» - красоту, только красоту естественную, соответствующую возрасту и случаю. И еще одно – Карьеру, в не мешающем семье количестве. Хотя в самих знаменитых «ККК» ничего плохого не вижу. Это хороший ориентир в воспитании – именно в качестве ориентира, а не жестких границ, за которые нельзя и носа высунуть.

Любовь и забота. Любовь к ближнему, любовь к супругу, любовь к детям…. Казалось бы, все эти ипостаси любви такие разные. Но разве они не вытекают одна из другой? Говорят, что дети – это любовь родителей, ставшая зримой. И как, любя своего ребенка, мы сможем обидеть или несправедливо отнестись к чужому? Поэтому заботу о муже и детях, понимание, что от тебя во многом зависит, каким будет муж, и именно ты отвечаешь за то, какими будут твои дети, - это очень важное качество для женщины. Причем, забота не механическая или гипертрофированная в «я лучше знаю, что тебе надо».

А забота, идущая из любви. В последнее время почему-то домашний быт, хлопоты по хозяйству, умение вкусно готовить или красиво украсить дом, создать в нем уют, терпят своего рода «дискриминацию». Сказать о своем роде занятий «воспитываю детей» или «я – домохозяйка» - будто бросить вызов тем, кто ушел «далеко вперед», заработав себе имя на профессиональном поприще. Но разве не достойны уважения и те, и другие? Меня всегда восхищают женщины-рукодельницы, не профессиональные, а просто увлеченные натуры. И эти приятные дела ничуть не умаляют их успехов на работе. Какое уважение и восхищение вызывают звезды кулинарии и известные дизайнеры интерьера! Но разве каждая женщина – не кулинар и дизайнер в своем, домашнем масштабе? Мне очень нравится, как Марла Силли – знаменитая flylady – говорит о домашнем хозяйстве. Не наше дубовое, неромантичное «быт», а «благословение дома»! Почувствуем разницу.

И еще хочу сказать о жертвенности, сопереживании как о еще одной стороне любви. Вернее, не столько сказать, сколько напомнить. Жертвенность –это отдельная и очень большая тема. Поэтому пока скажу только, что именно здоровая жертвенность, без «примесей» - и есть одно из самых красивых проявлений любви. Вспоминаются слова монахини Нины (Крыгиной). Не помню дословно, но мысль в том, что как ребенку понять, что мы его любим? В том числе и потому, что мы жертвуем ради него своим временем, вниманием, желаниями и спешим к нему – разделить с ним его мир.

Ответственность и самостоятельность. Что. Как не эти качества, помогает женщине заботиться о своей семье? Быть не зависимым от мужа элементом, а его соратницей, помощнице, опорой. Быть способной дать детям то, что никто, кроме матери, не даст: не только любовь, заботу, ласку, но и те жизненные ориентиры, на которых будет строится уже их жизнь. Как часто, читая жизнеописание святых или просто известных, достойных внимания людей, мы читаем о роли матери: «она привила веру, любовь к искусству, трудолюбие»… Мама – это пример, и важно понимать свою ответственность перед детьми за это.

Впрочем, все эти качества можно назвать одним словом: «мудрость». Это не просто то, что дается Богом. Это то, что вместе с Ним вырабатывается у кого-то естественно, а у кого-то годами. Мы не стоим на месте, а продолжаем свое развитие с каждой минутой своей жизни. Может быть, именно эта мудрость – и есть та самая Женственность? Как научить ей девочку? Молитвой, примером, уважением к ней как к будущей Женщине, воспитанием, приучению к труду, объяснению таких понятий, как целомудрие, забота, любовь. Как легко сказать! Попробуем сделать?

PS: я думаю, что рассмотрение женщины и женственности в контексте семьи и материнства вызовет очень справедливый вопрос: «А как же женщины, жизнь которых Господь устроил так, что нет у них мужа и детей?». Контекст, приведенный мной в качестве примера, актуален для меня лично. Но разве любовь, забота, ответственность, целомудрие, сопереживание и жертвенность могут найти свое воплощение только у замужних и многодетных женщин? Конечно же, нет! Приведу в пример свою названную бабушку Александру (не будучи родной по крови, она настолько близкий для нашей семьи человек, что иначе ее не назовешь!). Ее жизнь сложилась так, что она не вышла замуж и не родила детей. Но сколько у нее «воспитанников» - детей ее друзей, - которым она дала и дает удивительное понимание мира, душевную тонкость, умение воспринять прекрасное и бережно отнестись к другому человеку! Сейчас ей за семьдесят, и теперь мы приводим в ее удивительную квартиру своих малышей. И как и прежде, этот поход – настоящая привилегия, потому что гости расписаны к ней на неделю вперед. В своем почтенном возрасте она полна энергии и жизнелюбия. Ее трудно назвать воцерковленной верующей, но нам, приступающим к Тайнам каждую неделю, было бы здорово у нее поучиться: она без устали ездит за тридевять земель, чтобы помочь неслишком близким знакомым – больным и немощным, - и принимает близко к сердцу их боль и радость. Может быть, Бог именно так устроил ее жизнь, чтобы она смогла принести столько тепла, заботы, света и радости в жизни стольких людей? Впрочем, это вопрос без ответа.

Мария Петрусь, семейный психолог, Днепропетровск

Март 2010

Получить консультацию детского психолога
Получить консультацию online

Разрешена перепечатка материалов с обязательной активной ссылкой на первоисточник и указанием автора.

Warning: include(../inc/comment.php): failed to open stream: No such file or directory in /3/child.php on line 45

Warning: include(../inc/comment.php): failed to open stream: No such file or directory in /3/child.php on line 45

Warning: include(): Failed opening '../inc/comment.php' for inclusion (include_path='.:/:/usr/local/php56/lib/pear') in /3/child.php on line 45

ДЛЯ ВАС ДЛЯ СЕМЬИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ONLINE ЖУРНАЛ О ЦЕНТРЕ
Copyright Maria Petrus 2009