Мария Петрусь, семейный психолог, психотерапевт, коуч
Maria Petrus Psychoterapy and Consulting Center
Центр психотерапии и консалтинга Марии Петрусь
 
ГЛАВНАЯ. НОВОСТИ ДЕТСКИЙ ПСИХОЛОГ СЕМЕЙНЫЙ ПСИХОЛОГ ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ ЛАЙФ-КОУЧИНГ
  

НАШИ УСЛУГИ

Для Вас
Для детей
Online услуги
REUNION
Помощь семьям
с детьми с ОВЗ
О Центре
Статьи






Rambler's Top100

Дети и родители

АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ


Современные первоклассники помолодели – им теперь 6 лет. Хорошо это или плохо для наших детей? Отражается ли возраст ребенка на процессе его адаптации в школе?

Готовность ребенка к школе включает три аспекта: физический, психологический и интеллектуальный. Хороший интеллектуальный потенциал – далеко не все. Ребенок должен «созреть» для школы еще физически и психологически. Границы возраста не могут произвольно меняться в результате того, что ребенка включают в новую (например, присущую следующему возрасту) социальную ситуацию. Так, шестилетние ребята, начиная учиться в школе, все равно остаются детьми дошкольного возраста с присущими им особенностями и закономерностями психического развития.

Физическая готовность к школе, или «Тише едешь – дальше будешь»

Как известно, “архитектура” нервной системы совершенствуется с возрастом. Лишь после 7 лет строение коры головного мозга становится таким же, как у взрослого, а нервные волокна одеваются изолирующей оболочкой из специального вещества – белка миелина. Пока процесс миелинизации не завершен, нервные импульсы проводятся медленно. Это значит – ребенок будет быстрее уставать, туже соображать, дольше усваивать информацию и по чисто физиологическим причинам не сможет оставаться внимательным в течение всего урока. Вот почему шестилетним детям каждые 20-25 минут требуются хотя бы 10-минутные перерывы в занятиях для подвижных игр, снимающих умственное напряжение.

ак показали исследования детям до семи лет трудно длительное время сохранять требуемую позу и не отвлекаться. Это объясняется с точки зрения физиологии, т.к. тормозной контроль коры головного мозга над инстинктивными и эмоциональными реакциями приобретает все большую силу, начиная с 7 лет. Наплыв информации может пробудить у шестилеток потребность в дневном сне, во время которого мозг “переваривает” полученные знания и освобождается от умственной усталости. Если ее игнорировать (а так это обычно и происходит!), открыта дорога неврозам. Только после 7 лет, когда параметры головного мозга “дозреют” до предъявляемых школой требований, большинство детей смогут не испытывать сонливости на последних уроках.

Шестилетним детям хуже даются навыки письма. И дело отнюдь не в недостатке прилежания, а в том, что тонкие движения пальцев и кисти шестилетние малыши координируют с большим трудом. Доказано: этот навык окончательно “созреет” к 7 годам.

Письму и чтению в 6 лет мешают особенности зрения. Умение видеть достаточно хорошо вблизи, чтобы регулярно и подолгу работать с прописями и букварем, приходит только после 7 лет. Шестилетний вынужден усиленно напрягать глазные мышцы и потому уже в начальной школе рискует получить близорукость.

Психологическая готовность к школе, или «Ломать - не строить»

Шестилетний возраст – период психологического кризиса: возросшие интеллектуальные возможности, с которыми вроде бы возможно учиться, ребенок пока может удовлетворить лишь дошкольными способами – в форме игры. Усадив его за парту, взрослые создают почву для неблагоприятных учебных ситуаций.

Давай поиграем?!

Шестилетний ребенок проявляет чудеса изобретений, чтобы привлечь к себе внимание! Может перебить вопросом не по теме (ведь интереса к содержанию учебы еще нет), раскапризничаться, напрашиваясь на жалость или одобрение. Если взрослый не замечает его попыток выделиться или, хуже того, наказывает за них, поведение становится все более вызывающим, реакции - негативными.

Помочь ребенку преодолеть кризис можно, лишь уяснив, что корень проблемы – в малолетстве, которое наложилось на определенные личностные особенности и плюс дефицит внимания в семье. Как правило, такого рода сложности возникают у “домашних” детей, чье воспитание загруженные работой родители перепоручили бабушкам, а также после появления младшего братика или сестрички. Если это радостное событие пришлось на шестилетний возраст старшего ребенка, дождитесь, когда ему исполнится 7 полных лет, и только тогда отдавайте в школу.

Совет родителям: больше общайтесь с ребенком дома, помогите найти друзей для игр, запишите в какой-либо кружок – короче говоря, туда, где он сможет реализовать потребность выделиться, быть на виду.

А Вера Петровна сказала…

Отдавая ребенка в школу в неполные 7 лет, родители на полшага опередили события. Такой первоклассник уже готов выполнять посильные задания, но лишь в присутствии учителя, задача имеет смысл лишь постольку, поскольку предложена учителем: авторитет педагога абсолютен. Причем любая задача – и та, что в учебнике, и просьба полить цветы. А дома этот первоклашка не принимает никаких советов мамы. Ведь она, образно говоря, не “член клуба”, то есть находится за пределами учебной ситуации и в понимании ребенка не имеет права вмешиваться в дела, связанные со школой.

Совет родителям: не обижайтесь на такое отношение. Оставьте все как есть. Наблюдайте! В ближайшие несколько месяцев ребенок “дозреет” до полноценной школьной жизни.

Адаптация детей к школе, или школа мудрости для родителей

Родителям первоклассника важно помнить несколько важных моментов, связанных с началом учебного процесса:

1. Резкая смена социально-психологических условий жизни ребенка, значительное увеличение физических, эмоциональных и особенно интеллектуальных нагрузок приводят к дезадаптации детей. У многих детей наблюдаются нарушения в функционировании центральной нервной системы в виде неврологических реакций: повышенная истощаемость и утомляемость организма, нарушение сна (астенический синдром), двигательное беспокойство, эпизодическая агрессивность, головные боли.

2. У детей появляются новые страхи, в частности, страх не соответствовать общепринятым нормам, страх опоздать в школу, страх перед учителем, боязнь агрессивного поведения со стороны одноклассников. Поэтому требуется приспособление организма и личности первоклассников к новому образу жизни, к новому режиму бодрствования и сна, установление взаимоотношений с одноклассниками и учителем.

3. В процессе адаптации имеет значение пол школьника (мальчики адаптируются к школе хуже, чем девочки), и индивидуально-личностные особенности детей.

4. Обычно наиболее сложными оказываются первые 4 недели, а весь период адаптации занимает приблизительно 5-6 недель.

Совет родителям: помните, что в семье появился ученик, которому сейчас предстоит сложный период вхождения в школьный процесс. Ребенок сейчас особенно нуждается в вашем внимании и в вашей любви. Постарайтесь быть терпимыми и мудрыми.

Надежда Митрофаненко

Православный женский журнал "Самарянка", http://samaryanka.in.ua

#4(2010)

Получить консультацию детского психолога
Получить консультацию online


Разрешена перепечатка материалов с обязательной ссылкой на автора и первоисточник.

Warning: include(../inc/comment.php): failed to open stream: No such file or directory in /4/child.php on line 43

Warning: include(../inc/comment.php): failed to open stream: No such file or directory in /4/child.php on line 43

Warning: include(): Failed opening '../inc/comment.php' for inclusion (include_path='.:/:/usr/local/php56/lib/pear') in /4/child.php on line 43

ДЛЯ ВАС ДЛЯ СЕМЬИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ONLINE ЖУРНАЛ О ЦЕНТРЕ
Copyright Maria Petrus 2009