Мария Петрусь, семейный психолог, психотерапевт, коуч
Maria Petrus Psychoterapy and Consulting Center
Центр психотерапии и консалтинга Марии Петрусь
 
ГЛАВНАЯ. НОВОСТИ ДЕТСКИЙ ПСИХОЛОГ СЕМЕЙНЫЙ ПСИХОЛОГ ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ ЛАЙФ-КОУЧИНГ
  

НАШИ УСЛУГИ

Для Вас
Для детей
Online услуги
REUNION
Помощь семьям
с детьми с ОВЗ
О Центре
Статьи






Rambler's Top100

Психология здоровья

БОЛЕЗНЕННЫЙ РЕБЕНОК КАК СИМПТОМ



Дети, которые болеют часто и всем подряд, или, напротив, «специализируются» на какой-нибудь одной болезни, всегда вызывают у родителей беспокойство и горячее желание что-то делать. Визиты к педиатрам и гомеопатам, невропатологам и гастроэнтерологам, сдача всевозможных анализов – все это, конечно, важно для родителей, а порой действительно нужно для детей. К сожалению, в списке специалистов, которых нужно посетить при диспансеризации, отсутствует один очень важный человек – психолог, и притом, семейный, - поскольку часто детские болезни вызваны не просто наследственностью и отсутствием закалки, а психологическим климатом в семье.

Заболевания, возникающие вследствие психического напряжения и стрессовых переживаний, называются психосоматическими. Само их название показывает путь, который проходит стресс: от души к телу. Как часто мы, взрослые, закаленные жизнью люди заболеваем в результате проблем на работе или острых переживаний в личной жизни… И все-таки мы обладаем определенным стрессовым иммунитетом, тогда как у детей он еще в должной мере не выработан. Поэтому не удивительно, что незначительный с нашей точки зрения случай может вызвать у ребенка не только психологическую, но и соматическую, телесную реакцию. Особенно если стрессовая ситуация повторяется изо дня в день.

Пример из жизни. У кабинета сурдолога ждет своей очереди четырехлетний Петя. Очаровательный мальчик успел и песню спеть, и машинками поделиться, и пригласил нас с сыном в гости. Симпатичный, хороший ребенок, иногда чуть заикается. Но вот, маме кажется, что он мешает больным ходить по коридору, и она при всех «с чувством», громко отчитывает ребенка: «У всех дети как дети, откуда ты такой взялся?» Петя виновато оглядывается на нас. И мелькает мысль, что не ребенку надо к сурдологу, а маме на психотерапию. Иначе ни один логопед, увы, ситуацию не исправит.

Механизмы возникновения психосоматических болезней довольно просты. К примеру, ребенок садится за стол в предвкушении вкусного обеда, с любовью приготовленного бабушкой. И тут неожиданно влетает не в меру чистоплотный дедушка и кричит: «Посмотрите, как он ест! Да что ж это такое? Тут ляпнул, там ляпнул! Прекрати сейчас же! Почему вы никак не научите его нормально есть?!?!?!» На лицо ситуация, травмирующая ребенка сразу с нескольких сторон: мощная агрессия со стороны деда, чувство вины и собственного несовершенства, унижение чувства собственного достоинства…. Хорошо, если у бабушки хватит мудрости «погасить» поборника порядка, подбодрить внука и провести потом разъяснительную беседу с дедом. Но, скорее всего, у самой женщины в этой ситуации сработает защитный механизм, и она только добавит негатива мальчику, из-за которого досталось и ей. В итоге мы имеем ребенка, который с аппетитом сел покушать, и вдруг в него ударило столько негативных эмоций! Ситуация повторяется еще несколько раз, закрепляется обратная связь: выделение желудочного сока в ответ на стресс – и ребенок уже сидит в очереди к гастроэнтерологу. Для того чтобы это произошло, порой и сцен устраивать не надо. Достаточно каждый раз за столом расспрашивать школьника с проблемами в учебе или в классе о том, как дела в школе. Вроде, наоборот, проявляем заботу, а выходит все та же очередь.

Аналогичны механизмы образования других психосоматических болезней, к которым относятся: кожные заболевания, бронхиальная астма, заболевания ЖКТ, желчного пузыря, мочевыводящих путей, проблемы в работе сердечно-сосудистой системы, головные боли, а также многие другие заболевания, включая инфекционные. У каждого из этих заболеваний есть своя цепочка того, что происходит на психологическом уровне, и как это отражается на телесном.

Например, у отличницы, от которой родители ждут сверхрезультата, а ее чувства и переживания считают незначительными в сравнении с «великой целью», есть риск получить проблемы с сердцем. Эмоции обесцениваются родителями, девочка сдерживает их, и сердце в буквальном смысле болит от переполняющих его, но не находящих выхода чувств.

Психологический портрет астматика тоже довольно типичен: вкратце можно сказать, что психологически за болезнью стоит невозможность «дышать полной грудью». Но, что интересно, дыхательная система особенно подвержена у детей стрессовым ударам. Ведь это единственная жизненно необходимая функция, которая появляется у ребенка уже после рождения, при первой встрече с матерью, и потому она так тесно связана с взаимоотношениями с родителями. Она может нарушиться, если ребенок не получает достаточно любви и поддержки от мамы и папы. А может быть и наоборот – гиперопека не дает свободно вздохнуть: даже вздох сложно сделать без родительского контроля и одобрения.

Распространены и пвсевдоаллергенные кожные реакции, которые могут «закрепиться» за определенным видом стресса и с навязчивостью возвращаться к студентам перед экзаменом или ребенку при ссоре родителей. Причина таких ярких проявлений стресса в виде детских болезней проста: ребенок становится маячком, который изо всех сил сигнализирует о том, что семейный корабль вот-вот сядет на мель.

Но бывает и так, что малыш или школьник болеет не чем-то конкретным и хроническим, а подхватывает все вирусы, которые щедро приносят эпидемии. Он пропускает садик или школу, мама постоянно носится с ним по врачам и сама уже устала оттого, что он у нее «такой болезненный». Ведь ребенка и правда очень легко сделать болезненным. Причем, без помощи эпидемий. Если, например, не обращать внимания на него здорового, зато приносить чай из розовых лепестков и сутками читать сказки у постели заболевшего малыша. Или позволять чаду абсолютно все только потому, что он слаб здоровьем или пережил серьезную болезнь в детстве. Ребенку показывают выгодную для него модель поведения, когда он получает блага за то, что лежит в постели с очередной простудой.

Говоря о выгоде, скажу еще и о том, что в некоторых случаях скрытую выгоду получают и матери. Они целиком заняты своим ребенком как смыслом своей жизни. Они бегут в него от своих собственных проблем или реализовывают свою потребность во власти и повышении самооценки. Им хочется управлять и быть жизненно необходимыми или чувствовать себя спасительницами. Всего этого, конечно, легче достичь с «больным» и «беспомощным» ребенком (слово «ребенок» мне тоже захотелось взять в кавычки, потому что такому «ребенку» бывает и 7, и 37 лет). Так что гиперопека тоже способна сделать инвалида из здорового, способного к самостоятельной жизни человека.

Впрочем, порой у ребенка (как и у взрослого) болезнь – это единственная возможность «легально» отдохнуть, не получая нагоняй от «внутреннего полицейского» и не боясь разочаровать родителей. Тогда болезнь становится способом замедлить темп жизни и снизить нагрузку, что характерно для детей, слишком загруженных бесконечными кружками, секциями и репетиторами….

Конечно, в лечении болезней нельзя надеяться только на психолога, забывая о врачах. Ведь каждое заболевание формируется многими факторами: и наследственностью, и экологией…. Огромную роль играет, как все мы знаем, образ жизни семьи. Просто давайте не будем забывать, что здоровый образ жизни – это не только пробежки по утрам и фруктовые салаты вечером. Это и психологическая сторона семейной жизни: уважительное отношение друг к другу, любовь, забота и поддержка. Если ребенок любим, счастлив, если его чувство собственного достоинства поддерживается, а не уничтожается, его иммунитет будет крепче, и болеть он будет меньше и легче.

Мария Петрусь, семейный психолог, Днепропетровск

integratsia.ru

№ 4/2010

Получить консультацию семейного психолога
Получить консультацию детского психолога
Получить консультацию online

Разрешена перепечатка материалов с обязательной активной ссылкой на первоисточник и указанием автора.


Warning: include(../inc/comment.php): failed to open stream: No such file or directory in /4/health.php on line 31

Warning: include(../inc/comment.php): failed to open stream: No such file or directory in /4/health.php on line 31

Warning: include(): Failed opening '../inc/comment.php' for inclusion (include_path='.:/:/usr/local/php56/lib/pear') in /4/health.php on line 31

ДЛЯ ВАС ДЛЯ СЕМЬИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ONLINE ЖУРНАЛ О ЦЕНТРЕ
Copyright Maria Petrus 2009